ЧТО ТАКОЕ МОНТЕССОРИ?

Мать, я желаю в Монтессори!) слова, тот или иной нередко слышат предки деток, желая бы разов побывавших в Монтес-сори-группе ребяческого сада. В милой неправильности ребяческой речи слышится живой энтузиазм к занятиям и особенной атмосфере группы, что, к раскаянию, далековато не постоянно возникает при посещении обыденного ребяческого сада. Что все-таки экое Монтессори-ребяческий сад, и зачем он так именуется?

Со ветхих фото, изображающих молодую симпатичную аристократку либо добропорядочную пожилую даму, глядят искренне на нас, согревая лучистым теплым взором, умопомрачительно юные, полные интереса и осознания глаза. Это Мария Монтессори (18701952), итальянка по происхождению, 1-ая дама в Италии, приобретшая лечебный диплом, совершенствовавшая свойское образование во Франции, обладавшая долголетние дружеские отношения в Индии, окончившая собственный жизненный путь в Голландии. Как самое большее событий вместили годы ее жизни, сколько ею имелось изготовлено в различных областях человечьих познаний философии, антропософии, психологии, педагогике. Все-таки все таки конкретно педагогическая налаженность Монтессори, в тот или другой разыскали отражение все грани таланта и необыкновенности ее жизненного пути, принесла ей знаменитость и заработала обширное распространение в мире.

О ЛИЧНОСТИ МАРИИ МОНТЕССОРИ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЕЕ МЕТОДА

Последовательное знакомство с теорией и практикой Монтессори-воспитания хотелось бы предварить воссозданием действия из жизни Марии Монтессори, тот или иной привело ее к открытию ребенка, пустило представление о закономерностях его развития. Благодаря этому событию она определила направление собственной предстоящей деятельности.

Окончив мед образование и приобретя формальное разрешение заниматься лечебной практикой, Мария Монтессори стала главной дамой-лекарем в Италии. Сегодняшний день это событие предмет гордыни итальянцев, признающих награды собственной соотечественницы и даже поместивших ее изображение на банкноте в тыщу итальянских лир. Все-таки в то период, иногда молодая итальянка стояла в начале свойского пути, это не доставляло ей предназначенных приемуществ, а, напротив, имелось соединено со полноценными сложностями.

Мария Монтессори длинное период не могла отыскать службу в Риме. Ведомые и наименее ведомые поликлиники отвергали ей в должности, так как пребывание дамы-доктора глядело чем-то ежели не неприличным, то в любом случае неприемлимым. Искренне высказывались сомнения условно того, что дама может действовать счастливо на этом девственно мужском поприще. С крупным произведением Моитессори отыскала участок в больнице для душевнобольных деток. При всем этом ей говорилось, что тут она не сумеет принести ущерба собственной службой, так как никто не знает, что, фактически, надлежит мастерить с этими детками. Мария начала службу с наблюдения за нездоровыми. То, что она увидела ежедневный, не приукрашенный быт далековато не худшей ребяческой больницы, глубоко потрясло ее. Этот опыт посодействовал ей осознать необыкновенности ребяческой психики. Ее восхищало, что малыши, обделенные заботой и лаской, лишенные родителей, нередко голодные, не утрачивали энтузиазма к забаве. Но даже самых азбучных игрушек у этих деток не имелось. В больничной палате вообщем не имелось ничего, не считая постелей. Для родных игр малыши скатывали из оставшегося хлебного мякиша шарики и многообразные фигуры и игрались с ими на полу. Только лишь наигравшись вдоволь, они съедали фундаментально перепачканные хлебные куски. Мария Моитессори сообразила, какое значение располагает для деток забава это дивное саморазвивающее занятие.

Рвение к саморазвитию и самосовершенствованию, к службе, как и почти все иные положительные черты личности (она давать имя их гуманными тенденциями), Монтессори считала природными человечьими свойствами. Они, по сужденью Марии Монтессори, естественные, свойственные каждому ребенку с рождения необыкновенности жителя нашей планеты, а не заслуги правильного воспитания. Водящим направлением педагогики Марии Монтессори стало исследование внутренних потребностей, тенденций развития и творенье договоров, содействующих их ублажению.

Собственный педагогический способ, основанный на функциональном наблюдении и корнями уходящий в природные науки, Монтессори давать имя методом научной педагогики. Педагогика по Монтессори, предложенная лекарем и направленная сначало на деток с вопросами в развитии, в последующем имелась испробована творцом при воспитании деток, не располагавших ограничений жизнедеятельности, а также деток, чье развитие опережало развитие ровесников. Плоды этого воспитания водились великолепны без разницы от того, к каким детям оно приспосабливалось, потому что задачей воспитателя имелось наибольшее раскрытие возможных способностей личности при ориентации на совместные закономерности, присущие развитию жителя нашей планеты.

Базой способа Монтессори встали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными способностями, занятия знакомого французского психиатра Эдуарда Сегена, размещенные в Париже в половине XIX века, и экспериментальные исследования доктора-отоларинголога Жана-Гаспара Итара, в частности, его знаменитый произведение О речевом развитии Бешеного из Аверона, посвященный воспитанию ре-бенка-маугли. Величайшее воздействие обладали занятия Эдуарда Сегена, тот или другой предложил ряд теоретических принципов воспитания, счастливо употребляемых в современной педагогике и приобретших распространение во многом благодаря Монтессори.

Увлекательна история знакомства Монтессори с произведениями Сегена. В 1896 году Мария Монтессори начала службу в качестве доктора-помощника на психиатрическом отделении институтской поликлиники. Достаточно живо у нее взяло убеждение, что сиим детям сориентировать может не столько лечебный, сколько педагогический подход. Начался интенсивный поиск идущих в ногу со временем методик воспитания деток с вопросами развития. Почти все компетентные источники и спецы, специализирующиеся принесенной предметом, ссылались на занятия Эдуарда Сегена. Все-таки занятия с анализом новизны авторского подхода, изображение определенных методик и упражнений, разработанных Сегеном, в библиотеках Европы отсутствовали. С крупным произведением Монтессори удалось заработать необычную службу Сегена. Для нее из Америки был переправлен экземпляр наиболее позднего издания книжки ученого, посвященной теории и практике воспитания деток с умственной отсталостью. Мария исследовала педагогическую налаженность, разработанную французским психиатром, и теснее в 1898 году начала экспериментальную службу с детками. Монтессори использовала генеральную идею Эдуарда Сегена внедрение дидактического мат-ла в целях развития восприятия методом тренировки. При всем этом она воспользовалась как предложенными Сегеном, так и разработанными без помощи других упражнениями. Фуррор от ее занятий с детками нереально имелось не увидеть. Во период обнаруженного экзамена по орфографии и письму ее выпускники, располагающие несомненные признаки умственной отсталости, показывали те же результаты, что и их ровесники, навещающие младшую школу. Сама Монтессори, все-таки, черкала: В то период, иногда все дивятся успехам моих дураков, я раздумываю о причинах, ограничивших развитие деток наших нормальных школ.

В последующем ее опыт заработал практическое употребление при воспитании здоровых деток. Сначала это водились малыши дошкольного возраста, ученики открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме Жилища ребенка. Позже там встали находиться и школьники до 12 лет.

Оформление идей Марии Монтессори в облике педагогической налаженности того, что мы нарекаем сегодняшний день Монтессори-педагогикой, надлежит отнести к периоду начала главной мировой войны. В это период способы педагогики Марии Монтессори и тематическая литература благодаря чему вопросцу живо распространились во почти все страны мира, в том числе и в Россию. Татьяна Львовна Густая, дочь писателя Литр.. Н. Низкого, делила педагогические воззрения Монтессори и заказывала у нее отдельные упражнения, энергично употребляла их для занятий с детками в Светлой

Поляне. С 1911 года в Петербурге функционировала преподаватель Юлия Фаусек, также использовавшая способ Марии Монтессори. Она опубликовала немножко книжек на российском языке, в тот или другой предложила занимательные варианты употребления, развития и адаптации упражнений Монтессори, необычно в области освоения родного языка, школьных способностей, разработала пособия для школьников для занятия по порядку Монтессори. В дневниковых записях Фаусек, датированных 1941 годом, изготовленных в блокадном Ленинграде, грызть фрагменты, подтверждающие наблюдения Марии Монтессори, тот или иной обрисовывают дивную способность деток к самоконцентрации. Ребята, навещавшие Монтессори-группу, могли часами заниматься упражнениями, запамятывая о ощущенье голода.

Юлия Фаусек обучала по порядку Монтессори около 30 лет, невзирая на правительственные постановления 1936 года, тот или иной признавали педагогику Монтессори не нашей и важно ограничивали ее распространение. Имя Марии Монтессори с того времени долгое период не именовалось, отказывались предложенные ею принципы воспитания. Все-таки упражнения, разработанные Монтессори, применялись, необычно в лекарственной педагогике. И сегодняшний день в каждом логопедическом и практически в каждом обыкновенном ребяческом саду можнож встретить отдельные упражнения, в первый раз предложенные для воспитания деток Марией Монтессори.

Коллекция уникальных упражнений, досконально разработанных творцом и элементов подготовленную среду для развития малыша, одна из мощных стран Монтессори-педагогики. Создание этих веществ для упражнений стало выгодным делом. Более ценны и добротны Монтессори-вещества, производимые в Голландии, Италии. Теснее пару лет в Рф налажено создание сравнимых по качеству Монтессори-веществ в Омске. Монтессори-учители непрерывно улучшают развивающую среду, собирают коллекцию веществ, вкладывают собственный талант и возможности, почти все мастеря близкими руками.

И все таки даже все упражнения по Монтессори, собранные в один-одинехонек ребяческом саду, не сделают его автоматом Монтессори-ребяческим садом, ежели там не ведется воспитание по педагогическим принципам Монтессори.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ

При изображении родных педагогических опытов, наблюдений и открытий, метода научной педагогики Монтессори определила уникальные принципы воспитания и взоры на развитие людской личности, сочиняющие неотъемлемую количество Монтессори-педагогической налаженности. Философские взоры Марии Монтессори выдаются гуманистической направленностью, в центре ее интереса ребенок, тот или другой Монтессори нарекает строителем своей личности, и потребности его развития. Надо выделить, что предоставленная позиция не следствие изначальной приверженности каким-или теоретическим концепциям, а итог практической педагогической деятельности и плод долгого наблюдения за детками доктора-преподавателя Марии Монтессори.

В родных службах она, невзирая на научный метод обоснования теоретических решений и практических назначений, основанных на многократных и долгих опытах, отрицается от академического стиля изложения. Ее изображение методики выразительно, образно, метафорично, владеет чрезвычайной насильственно убеждения. Вводимые ею понятия выдаются поэтической образностью, отражают мелкое чувствование малыша.

К главным представлениям педагогики Марии Монтессори надлежит отнести этакие, как понятия о впитывающем разуме, сенситивных периодах, гуманистических тенденциях, подготовленной среде, свободе и дисциплине.

В книжке Креативный ребенок Мария Монтессори строчит, что так же метко и удивительно, как совершается эмбриональное развитие каждого органа в целом организме, в малолетнем ребенке исполняется бессознательное духовное развитие, владеющее творческой насильственно. Создатель нарекает это впитывающим разумом. Сходственно тому, как процессы физического роста происходят по внутренним закономерностям и при определенных договорах протекают более благосклонно, в процессе духовного созревания нужна духовная пища. Поглощающий разум малыша созидает не с помощью волевого усилия, как это посещает у взрослых, его занятие разбита во медли на периоды, тот или иной природа отвела для приобретения ребенком определенных завоеваний. Эти периоды Монтессори именовала сенситивными. Монтессори черкала, что в бессознательном малыша совсем отчетливо есть иные психологические функции, хорошие от тех, тот или иной появляются в сознательном взрослого. Это различие Монтессори иллюстрирует при сопоставлении занятия живописца с службой фотоаппарата. Ежели мы желаем заработать изображение предмета, строчит Монтессори, мы берем карандаши и краски либо же фотографируем его. В заключительном случае без разницы от того, сколько предметов один-одинехонек либо 10 на фотоснимке, изображение будет зафиксировано в части секунды. Мы можем сфотографировать страничку из книжки с родным либо иностранным языком, для процесса фотографирования это не располагает значения. Фотографическое изображение запечатлевается на фотопленке, проявление и фиксация изображения происходят в темноте, и только лишь позже фотографическая картина быть может осмотрена на свету. При этом приобретаем мы ее в баста в неизмененном облике. Так же происходит процесс бессознательного развития малыша. Выразительна диспропорция меж активностью внутренней жизни и вероятностью ее наружного выражения… нет постоянного, линейного развития, оно исполняется рывками, сходственно взрыву. В согласовании со близким возрастным шагом развития ребенок может не располагать еще сознательными психологическими формами, этакими как осмысленность, воля, заинтересованность. У него грызть бессознательный внутренний голод. Эта собственная внутренняя потребность сооружает вероятным для малыша обучение без сознательного напряжения. Едва лишь в множество того, что он легко живет, ребенок впитывает мир вокруг нас. Данной для нас привилегированной духовной формой ребенок обладает в возрасте до 6 лет, при этом в 1-ые 3 сода из их она представлена значительно посильнее. Она останавливается долею его личности. В этот временной период формируется базис личности малыша и его интеллигентности на основанию опыта взаимодействия с окружающей средой. При этом чрезвычайно главно осознать, что экое впитывание мира вокруг нас происходит невольно, не избирательно. Это следовательно, что впитывается как положительное, так и негативное, безгранично, без труда. Взрослые очень высоко оценивают человеческое сознание, но за эту честь они уплачивают дорогой ценой. Как поведение жителя нашей планеты останавливается осознанным, он обязан рассчитываться за новейшие познания тяжкой службой и полноценными уси лиями. Ребенок же дивным образом бегло и легко впитывает из окружа ющего мира трудные произвольные движения, национальную культуру и родной язык.

В согласовании с этими теоретическими представлениями Монтессори перед ложила определенную воспитательную позицию для родителя и преподавателя, которук можнож имелось бы именовать активным наблюдением. Сначала родитель должег не мешать ребенку, невольно реализующему собственный внутренний план разви тия. Взрослые не обязаны считать, что содержание духовной жизни малыша опреде ляется родительской волей и что из малыша можнож лепить, как из воска. Монтес сори ассоциировала деток с садом, в тот или другой растут различные растения. Садовник т в массах достигнуть, чтоб из ростка 1-го растения подросло что-то другое, так же, каь нереально влиять на скорость роста, вытягивая растение наверх.

В начале XIX века в педиатрической практике водились укреплены завоевание теоретических наук, в частности гигиены. Взяло убеждение, что для гармоничного физического развития малыша не надлежит стеснять его свою активность, к примеру, надо бросить практику тугого пеленания. Монтессори с юмором обрисовывала мамок и нянек, тот или иной в прошлые поры, беспокоясь о красе малыша, пробовали вытягивать носики деток, чтоб сделать их открытее, либо же учили ходить грудного малыша, переставляя его ножки. Разумеется, сходственные усилия не обладали фуррора, они не оказывали воздействия на физическое развитие малыша. В согласовании с потомственной програмкой, представленной в его генотипе и при неимении неблагоприятных договоров, ограничивающих развитие, ребенок будет расти и развивать физические способности необыкновенно близким своим методом. Нужным соглашением при всем этом приходит предоставление в познании мира вокруг нас свободы движений. Всяческие приспособления, искусственным образом призванные инициировать развитие, этакие, к примеру, как ходунки либо бегунки, для здорового малыша вредоносны. Вредным приходит и всякое ограничение активности малыша, к примеру, манеж либо же воспрещенье ползать, ходить и т. п. Предоставление свободы надо и для внутреннего, духовного развития жителя нашей планеты. Преподаватель обязан при всем этом занять предназначенную позицию, с любовью и заинтересованностью следя проявления развития малыша, его внутреннего роста, поощряя его функциональную деятельность и оказывая ему подмога, чтоб малыш мог преодолеть с поставленными им самим целями без помощи других. По сужденью Монтессори, ребенок вроде бы обращается с призывом ко взрослому: Сориентируй мне это сделать самому!)

Монтессори считала также нужным чрезвычайно осмотрительно и взвешенно касаться к хоть каким обликам поощрения, исходящим от взрослых, необычно в оценочном облике. Хвала воспитателя время от времени может даже унизить малыша.

В Монтессори-группе ребяческого сада, так же как и в Монтессори-школе, не принято ставить меток как положительных, так и отрицательных. По сужденью Марии Монтессори, фуррор при самостоятельном достижении цели наихорошая заслуга для малыша. Упражнения, исполняемые без помощи других, прибывают массивным стимулом для продолжения исследовательской деятельности малыша, содействуют формированию самоуважения и убежденности в родных массах.

ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА МИР И ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА

Не считая конструктивного наблюдения, задачей преподавателя приходит творенье особенной подготовленной среды для развития малыша. Каждый ребенок, считала Монтессори, желает действовать, желает деятельности. Реализуя близкую активность, малыш тренирует и улучшает себя, впитывает культуру среды. Все-таки жилища, в семье, эта внутренняя потребность малыша встречает с ограничениями со сторонки родителей. Иногда наблюдается полное несоответствие меж декларативным заявлением взрослых о любви и почтеньи к ребенку и тем, что наблюдается в реальности. Окружающий малыша семейный мир не подготовлен к встрече с ним. Почти все предметы в жилье очень трудны либо значительны. Не считая того, взрослые не разрешают ними воспользоваться. Ребенку для приобщения к миру взрослых предлагаются игрушки, имитирующие предметы семейного быта, проф приборы, все-таки гуще это итого едва лишь ничтожная подделка. Ними ничего нельзя сделать! Ребенок ощущает себя разочарованным и обиженным. Конкретно сиим обстоятельством разъясняется странноватое, с точки зрения взрослого жителя нашей планеты, поведение малыша, иногда малыш во что бы то ни стало желает заработать понравившуюся игрушку, но, овладевав ею, чрезвычайно живо утрачивает к ней энтузиазм.

Освоение и приобщение к миру взрослых, к культуре начинается в пространстве свойского жилища. Оттого для малыша генеральной целью приходит овладение упражнениями с истинной кухонной утварью, истинными предметами быта. Они не только лишь предоставляют ребенку вероятность для их природного многофункционального употребления, да и полны иных добродетелей: эти настоящие предметы этакие различные с точки зрения сенсорных чувств, приобретаем’ых при дотрагивании к ним и ощупывании. Это совершенно другое, не то, что пластмассовые игрушки, в равной мере гладкие и свободные, раскрашенные в противоестественно ясные цвета! Предметы быта подсобляют ребенку усвоить представление о цикличности людской деятельности. Каждое, самое азбучное семейнее занятие содержит в себе структуру рабочего цикла. Вот ее ступени: подготовка деятельности начало исполненье завершение контроль и сверка с первоначальными планами повторение цикла либо же окончание занятия. Взрослые нередко легко недооценивают значимость этакий цикличности, считают вероятным в каждый причина прерывать службу, время от времени мастеря это из наилучших побуждений чтоб ребенок не переутомился!

Предки нередко спрашивают о хорошей продолжительности занятий малыша в разном возрасте. Монтессори считала, что ребенок в состоянии без помощи других регулировать длительность собственной занятия, отыскала нужным неизбежное завершение структуры деятельности в отдельном занятии. И это чрезвычайно главно дозволить ребенку самому найти окончание медли собственной ребяческой занятия.

Ядром педагогической идеи Монтессори в отношении взрослого к деятельности малыша приходит, по ее собственному выражению, положение о поляризации внимания. Этот парадокс она в первый раз следила во период занятий в Жилье ребенка. Мария Монтессори направила заинтересованность на девченку в возрасте около 3-х лет, тот или другой имелась вполне поглощена близким занятием. Ребенок занимался упражнением из сенсорной группы, а конкретно установкой с вкладывающимися древесными цилиндрами. Представить это упражнение можнож, ежели вы вспомните набор гирек различного веса для семейных весов. Предметом занятия малышки водились древесные цилиндры различных масштабов, схожие по форме на эти гири, вставленные по масштабу в ряд в древесный установка. Девченка вынимала цилиндры, размешивала их и далее расставляла по близким участкам. Малышка так имелась углублена в близкую деятельность, что не прервала ее даже тогда, иногда иные малыши приблизились к ней совместно с воспитательницей, встали вокруг нее и начали напевать. Мария Монтессори высчитала 44 повторения упражнения девченкой, при всем этом она только лишь следила, не вмешиваясь в службу малыша. Девченка функционировала совсем без помощи других, с предельной концентрацией интереса, не обращая интереса на заслуживающих вокруг нее напевающих деток, тот или иной, глядело бы, издавна могли ее отвлечь. Иногда же она окончила упражнение, то не только лишь не глядела вялой, а, напротив, обвела цельных счастливым взором и смотрелась так, как как будто… только лишь что встала опосля освежающего сна. Это совсем не подходило установившемуся тогда сужденью о неустойчивости интереса малолетнего ребенка, все-таки, в доказательство свойского открытия, этот парадокс Монтессори следила опять и опять.

Психологический парадокс, наблюдаемый при плодотворной, с полной концентрацией интереса службе малыша, Монтессори именовала поляризацией внимания. Она увидела его умопомрачительно положительное действие на личность малолетнего жителя нашей планеты. Все, что есть в душе малыша неорганизованного и непрочного, организуется под воздействием внутреннего творческого процесса; эти изумительные конфигурации повторяются в каждом, черкала Мария Монтессори. Она сама давать имя это открытием ребенка. На этом парадоксе Монтессори основала собственный педагогический подход. Моим рвением имелось, черкала она, разыскивать предметы для упражнений, тот или иной мастерили бы вероятным концентрацию малыша. Я стала осознанно учить те наружные обстоятельства, тот или иной творят подходящие обстоятельства для происхожденье данной для нас концентрации.

Базой для этакий занятия стало легкое наблюдение за жизнью и поведением деток. Имелась сотворена обстановка для дома ребенка, специализированная подготовленная среда, место, непрерывно предлагающее различные ситуации для осмысленной повторяющейся целеориентированной деятельности занятия. В этом пространстве Мария Монтессори выделила особенные области (зоны), надлежащие фронтам развития малыша.

Условно место Монтессори-группы разбито на особенные зоны, тот или иной содействуют развитию способностей практической жизни, тренируют сенсорные возможности малыша, дозволяют развивать родную речь и математические возможности, а также включают субстанция, подсобляющий ребенку осознать мир, в тот или другой он живет, понять свойское участок в космическом пространстве.

Я желаю наиболее досконально поведать о группе»упражнений, именуемых упражнениями практической жизни. Это группа Монтессори-мат-ла, с тот или другой ребенок начинает знакомство в Монтессори-ребяческом саду. Эти упражнения располагают большущее значение для развития малыша, при жажде сходственные упражнения с детками предки могут проводить жилища.

Упражнения практической жизни включают все внешности деятельности, тот или иной исполняет каждый взрослый человек и тот или иной прибывают для него нормальными практическими процессами: стирка, глажение, сервировка стола, мытье рук, одевание застегивание пуговиц, молний, шнуровка и т. п. Сюда также иметь отношение деятельность, сплетенная с уходом за собой и окружающей средой, заботой о иных, украшением быта и умением завязывать и поддерживать знакомства и долгие контакты с вторыми людьми. Упражнения практической жизни это тренировка того, что выполняется человеком в его ежедневной практике. Этакие упражнения дозволяют ребенку освоить деяния, обыкновенно исполняемые взрослыми, тот или иной потом он будет применять всю жизнь. Малыш при всем этом изучает, как живут взрослые. Упражнения подсобляют ребенку делать эти деяния с радостью, ответственностью и любовью, серьезно, а не понарошке.

Может показаться резонный вопросец: для что надо представление этих обликов деятельности в облике упражнений в группе ребяческого сада, ежели ребенок так либо по другому освоит их в ходе собственной жизни, с течением времени равномерно выучится цельному у взрослых? Процесс в том, что в идущих в ногу со временем семьях у взрослых остается не настолько не мало медли для общей деятельности и обучения собственного малыша. В обстановке Монтессори-группы ребенок может тихо учиться, без помощи других избирая упражнения для собственной ребяческой занятия и без помощи других регулируя их длительность. При жажде он может повторить упражнение столько разов, сколько ему захочется. Жилища у малыша нет способности узреть переработанные до совершенства презентации демонстрации упражнений, исполняемых преподавателем. В методике Монтессори движения воспитателя продуманны, прекрасны и роскошны. Этому Мария Монтессори уделяла большущее значение.

Упражнения практической жизни подсобляют ребенку освоить смысл заботы о окружающей среде и сформировать ответственность за то, что его окружает.

Примечательны упражнения, тренирующие способности пересыпания и переливания. Малыши обожают копаться с водой, сыпучими мат-лами, к примеру песком. Взрослые нередко плохо реагируют на сходственные ребяческие занятия, считая их пустопорожний растратой медли, ну и уборка опосля сходственных упражнений вызывает много сил. В Монтессо-ри-группе ребяческого сада малыши могут делать эти упражнения, ничего не проливая и не просыпая, великолепно обучаясь править близкими движениями.

Эти упражнения служат расширению словарного запаса малыша, готовят его к освоению азбучных арифметических деяний (к примеру, при раскладывании зерна из одной великой банки в три мелкие ребенок зарабатывает представление о дробленьи). Упражнения любимы не только лишь малолетними детками, да и школьниками, так как их исполненье успокаивает малыша, увеличивает его самооценку, дозволяет настроиться на наиболее трудную службу. Мытье стола, пола, очистка обуви и железной посуды, сервировка стола и аранжировка букета также касаются к упражнениям способностей практической жизни.

Все нужное для воплощения этих обликов семейней занятия подготовлено преподавателем в облике упражнений и находится на знакомом для малыша площади. Малыш может предпочесть хоть какое из их для самостоятельной занятия и трениться в их исполненьи.

Значение этих упражнений немало. Они прибывают вроде бы мостиком меж родительским жильем и группой ребяческого сада, готовят малыша к жизни в сообществе. В родном жилье ребенок испытывает потребность конструктивного роли в тех действиях, тот или иной он следит в мире взрослых, без разницы от того, трудно и небезопасно либо же бегло и легко их исполненье.

Упражнения способностей практической жизни, кроме итого остального, держат компоненты культурной среды, их исполненье подсобляет ребенку осваивать близкую национальную культуру. Ребенок узнает чувство принадлежности к сообществу, усиливается его заинтересованность к миру вещей и миру жителей нашей планеты. Исполняя даже простые деяния, малыш улучшает родные движения и их координацию, обучается концентрации интереса и воли, самостоятельности и саморегуляции.

В согласовании с этими задачками к мат-лу упражнений предъявляются особенные запроса. И ежели предки жаждут сделать подготовленную среду для развития малыша и применять жилища отдельные упражнения, разработанные Мон-тессори, они обязаны эти запроса учесть.

Предметы для упражнений подбираются так, чтоб они обладали касательство с настоящей окружающей жизнью, отражали национальную культуру. По способности, субстанция обязан быть хрупким. На главный взор, это заявка смотрится феноминально. В понятие практичности нередко подсоединяется крепкость, устойчивость мат-ла. Из суждений практичности, в вред эстетическим качествам вещей, детям часто дают изделия из синтетических веществ. Разумеется, этакий предмет остается целым, ежели ребенок уронит его либо же неуклюже, с насильственно поставит на стол. Все-таки этакие крепкие предметы не содействуют аккуратному, бережному отношению, продуманности движений и деяний.

Предметы, применяемые для упражнений, обязаны водиться симпатичными, изготовленными из естественных веществ, аккуратными.

Все деяния с предметами, элементами одно упражнение, обязаны водиться обмыслены и отрепетированы преподавателем заблаговременно.

При составлении упражнения лучше избегать очень огромного числа предметов. Неприемлимо неименье числа предметов, элементов одно упражнение, без тот или другой нарушается последовательность исполнения деяний, к примеру, в комплекте для мытья стола нет губы либо вычищающего средства и т. п.

Для того чтоб ребенок ориентировался в среде, предметы 1-го упражнения располагают схожую цветовую шифровку и находятся на не большом пространстве, к примеру, можнож применять поднос. Разумеется, деяния с предметами обязаны подходить возрастному шагу развития малыша, подступать по масштабу.

В Монтессори-группе для сохранения концентрации интереса каждое упражнение представлено в единственном экземпляре. Это доставляет ребенку вероятность увлекаться деятельностью иных деток без соперничества и соревнования.

Не считая запросов к мат-лу, в Монтессори-педагогике предъявляются высочайшие запроса и к воспитателю. Отдельные черты преподавателя и его поведения верно определены. Это позиция активного наблюдения, методы взаимодействия с ребенком во период выбора занятия для занятия, знакомство с субстанцией. Преподаватель обязан в для себя самом развивать способности глубочайшей концентрации интереса, терпение, наблюдательность.

При изображении взаимодействия малыша с упражнениями либо же при исполненьи какой-или иной деятельности Монтессори сознательно избегает слова игра, предпочитая ему слово работа. Это изготовлено умышленно, так как в осознании взрослого жителя нашей планеты игра часто легкомысленное, порожнее времяпровождение. Оттого, по сужденью взрослых, с сиим занятием можнож не рассчитываться и отвлекать либо даже прерывать деятельность малыша по собственному усмотрению.

Для Марии Монтессори игра занятие, деятельность малыша, одна из разумных тенденций. Непременно, у взрослого и у малыша она располагает различные цели. Благодаря исполненью упражнений и их повторению ребенок завоевывает уверенность в для себя. Предоставление свободы выбора занятий и медли для завершения занятия ведет к внутренней дисциплине, занятие приводит к удовлетворенности, нормализации малыша. До 3-х летнего возраста малыш невольно, как губка, впитывает из окружающей среды разнородные воспоминания, в том числе и упражнения, смысл тот или другой понимает едва лишь на должно ступени свойского развития от 3 до 6 лет. На третьей ступени, опосля 6 лет, ребенок познает значение собственной деятельности для иных.

В Монтессори-группе ребяческого сада занимаются малыши различного возраста от 3 до 6 лет. С течением времени меж ими складываются отношения, отличительные для великой семьи, пропадает конкурентнсть, возникает вожделение подсоблять второму.

Невзирая на наличие великой ступени свободы, в Монтессори-группе грызть и строго регламентированные управляла поведения деток и преподавателей.

Соблюдение дисциплины: нельзя, к примеру, мешать второму ребенку, ежели он занят, при выборе участка для занятия надо учесть интересы иных деток.

Младшие малыши обучаются правилам группы, почтению к старшим.

Старшие демонстрируют младшим упражнения, опекают их и ощущают себя наиболее самостоятельными и ответственными.

МОНТЕССОРИ-ТЕРАПИЯ. СОВМЕСТНОЕ (ИНТЕГРАТИВНОЕ) ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ

И ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ

Монтессори-педагогические приемы и принципы составления подготовленной среды дозволяют учесть личные необыкновенности здорового и больного малыша; они применимы для деток, чье развитие протекает с необыкновенностями, часто из-за заболевания.

В Рф в нынешнее время узаконена практика раздельного обучения деток с вопросами в развитии в специализированных учреждениях, нацеленных на вид патологии больного малыша. Это малыши с нарушением зрения и слуха, задержкой психологического развития, умственной отсталостью, нарушениями движения. Несомненные совершенства сходственной педагогической практики, дозволяющей проводить обучение массами высококвалифицированных профессионалов, не могут восполнить ее недостачи, принуждающие разыскивать новейшие формы обучения малыша жизни. Малыши, привыкшие к оранжерейной обстановке спец учреждения (ребяческого сада, жилища малыша, интерната), ощущают себя немощными за его границами. Концентрация патологии 1-го внешности в группе ребяческого сада и классе восоздает искаженную картину мира для деток с вопросами, не сформировывает у их представление о норме.

В линии продвинутых стран приспосабливается практика обучения деток с ограничениями жизнедеятельности по порядку Марии Монтессори. Так, в Германии начиная

с 70-х годов XX столетия в Мюнхенском ребяческом центре, сделанном доктором Теодором Хелльбрюгге, счастливо есть Монтессори-ребяческий сад и школа. В нынешнее время там проводится Монтессори-терапия врачебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори.

Тут же исполняется интегративное воспитание здоровые малыши учатся вместе с ребятишками, обладающими трудности в развитии. В этаких группах, состоящих, обычно, из 2025 человек, 58 деток располагают необыкновенности развития. Для того чтоб снутри группы недопустить формирования подгрупп больных и здоровых, малыши с вопросами в развитии подбираются эким образом, чтоб нрав их патологии был разнообразным. К примеру, посреди 5 деток, обладающих ограничения жизнедеятельности, могут находиться: мальчишка с ребяческим церебральным параличом, девченка с заболеванием Дауна, девченка с муковисцидозом, слепая девченка, мальчишка с проявлениями синдрома недостатка интереса и гиперактивности. Эти малыши подключаются в группу равномерно, опосля предварительных занятий. Предки как нездоровых, так и здоровых деток а некие из их сначало водились негативно настроены к сходственного внешности практике в последующем по добродетели оценили сходственную модель воспитания. Они сообразили значимость такового общего воспитания для правильного развития и формирования личности не только лишь нездоровых, да и здоровых деток. Проблемные дети лицезрели здоровый эталон для подражания и могли критически оценить собственные способности. Это очень главно для каждого малыша с вопросами, чтоб отыскать свойское участок посреди деток, а в последующем и в сообществе. При всем этом у здоровых деток развиваются возможности к состраданию и они реально в силах оценить то благо, тот или иной обладают, здоровье. Оказывая подмога проблемному ребенку, здоровый малыш обучается обожать беспомощного, тем выполняя ключевую заповедь христианства возлюби близкого свойского, как самого себя, и обучается строить людские дела на самом крепком основании любви.


Только лишь тот, кто подсобляет иным, останавливается самостоятельным и счастливым, фраза, тот или другой доктор Теодор Хелльбрюгге предваряет знакомство с новейшей, возрожденной, добро позабытой давнишней моделью Монтессори-педагогики, исполняемой в мире и в Рф в наши дни.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Комментирование закрыто.

Счетчики

Яндекс.Метрика